- 2021-2022 учебный год (особые условия)
- Центр образования
- Обновлённые ФГОС
- ГИА-9
- ГИА-11
- Дистанционное обучение
- Дополнительное образование
- Мероприятия на лето 2024 года
- Наши успехи
- Персонифицированное финансирование дополнительного образования
- Реализация государственных гарантий по оптимизации документационной нагрузки на педагогических работников ОО
- Сведения об образовательной организации
- Школа Министерства просвещения России
- Школьный олимпиадный центр
- Внеурочная деятельность
- Управление
- Информационная безопасность
- Безопасный интернет
- Ученикам
- Родителям
- Школьные фотоальбомы
- Всероссийские проверочные работы
- Карта сайта
- Обратная связь
Развитие функциональной грамотности обучающихся
Функциональная грамотность — это способность человека применять свои знания и умения на практике, переносить их на решение нестандартных задач. Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment) является мониторинговым исследованием качества общего образования, которое отвечает на вопрос «Обладают ли обучающиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?». Программа позволяет выявить и сравнить изменения, происходящие в системах образования разных стран и оценить эффективность стратегических решений в области образования. Данная программа осуществляется Организацией Экономического Сотрудничества и Развития (ОЕСD). Исследование проводится трехлетними циклами, начиная с 2000 года. Данное исследование в России осуществляется Центром оценки качества образования Института стратегии развития образования Российской академии образования совместно с Федеральным институтом оценки качества образования при активном участии Министерства просвещения РФ, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, органов управления образованием регионов, участвующих в исследовании. Работа проводится в рамках Федеральной целевой программы развития образования.
Компоненты функциональной грамотности, оцениваемые в PISA
Основные направления оценивания (2/3 времени тестирования):
- читательская грамотность;
- математическая грамотность;
- естественнонаучная грамотность.
Обобщенная характеристика грамотности обучающихся:
- креативное мышление;
- финансовая грамотность;
- глобальные компетенции. Участие Ленинградской области в проведении региональных оценок по модели PISA планируется в 2024 год.
Нормативно-правовые документы
Федеральный уровень
- Приказ Министерства Просвещения РФ от 06.05.2019г. № 219 Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в ОО
- Письмо Министерства просвещения РФ от 12.09.2019 № ТС-2176-04 О материалах для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся
- Письмо Министерства просвещения РФ от 26.01.2021 № ТВ-94-04 Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности
- Письмо Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 № 04-238 Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности
- Письмо Минпросвещения России от 14.09.2021 № 03-1510 Об организации работы по повышению функциональной грамотности
- Письмо Министерства просвещения РФ от 17.09.2021 № 03-1526 О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности
Региональный уровень
Муниципальный уровень
Школьный уровень
Уважаемые учащиеся и родители!
Мы с вами очень заинтересованы в достижении качественного уровня образования детей, в том числе в овладении ими функциональной грамотностью, которая помогает применять полученные знания на практике и социализироваться в современном мире.
Задания по функциональной грамотности не похожи на стандартные, школьные. Не нужно вставлять пропущенные буквы или определять части речи, исследовать функции или решать уравнения, применять формулы или воспроизводить законы. Надо разобраться в том, стоит ли доверять информации из текста, что в тексте важно, а что просто является отвлекающим внимание фоном. Надо, например, рассчитать финансовые затраты на покупки или поездки и выбрать оптимальные варианты. Перед ними встанет необходимость разобраться в том, как объяснить происходящие явления.
Это все, конечно, требует определенных предметных знаний, но эти знания нужно будет не пересказывать, не воспроизводить, а использовать.
Полезные ссылки:
Федеральный институт оценки качества образования
Организация экономического содружества и развития (ОЭСР) — разработчик PISA
Проведение исследования PISA-2018 в России
Готовность учителей к обучению школьников, участвующих в международном исследовании PISA
Московский государственный областной университет
Банк заданий:
Примеры заданий по естествознанию
Примеры заданий по чтению, математике и естествознанию
http://www.centeroko.ru/pisa18/pisa2018_pub.html
http://www.centeroko.ru/pisa18/pisa2018_rl.html
http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/
http://www.oecd.org/pisa/test/
Банк заданий ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования»
Примеры открытых заданий PISA
Портал функциональной грамотности размещен по ссылке https://fg.resh.edu.ru/ . Для использования образовательных ресурсов Портала функциональной грамотности необходима регистрация на образовательном портале "Российская электронная школа" https://resh.edu.ru/.